Программа повышения квалификации для специалистов муниципальных систем дошкольного образования по вопросам организации и реализации развивающей предметно-пространственной среды для детей в рамках реализации ФГОС ДО, в том числе учитывая детей в возрасте до 3 лет

Слонимская О.В., эксперт Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций».

С целью совершенствования профессиональных компетенций управленческих работников дошкольных образовательных организаций была разработана Программа повышения квалификации «Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и создание развивающей предметно-пространственной среды, в том числе для детей в возрасте до 3-х лет». Данная Программа полностью соответствует требованиям Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». В процессе обучения по данной программе решаются задачи совершенствования профессиональных компетенций управленческих работников дошкольных образовательных организаций в части основных вопросов: — по реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3-х лет; — по организации и реализации развивающей предметно-пространственной среды для детей в рамках реализации ФГОС ДО, в том числе учитывая детей в возрасте до 3 лет. Основными целями ФГОС ДО являются: – обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; – обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения; – сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования. Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России. Вариативность дошкольного образования имеет ряд негативных последствий одно из них осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного возраста. ФГОС ДО осуществляет нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Таким образом стандарт задает нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы. В плане осуществления управленческой деятельности в дошкольной организации, необходимо учитывать и создавать условия, в которых должна происходить реализация основной образовательной программы дошкольного образования, учитывать требования к развивающей предметно-пространственной среде. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной образовательной организации, а также территории дошкольной образовательной организации, прилегающей к или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей младенческого, раннего и собственно дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого из перечисленных возрастных этапов, охраны и укрепления здоровья детей, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды должно начинаться с проведения оценки и анализа предметно-развивающей среды помещений дошкольной организации и определения наиболее проблемных зон. Проведение оценки и анализа предметно-развивающей среды дошкольной организации имеет существенные различия в группах для детей в возрасте от 2 месяцев до трех лет и в группах для детей от 3-х лет. Инвариантная модель создания развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе учитывая детей в возрасте до 3 лет, должна включать в себя описание следующих методов и алгоритмов: – проведение оценки и анализа предметно-развивающей среды помещений ДОО, включая определение наиболее проблемных зон предметно-пространственной развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации; – формирование перечня необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей; – разработка плана-схемы пространственного размещения оборудования в группах, используя принцип нежесткого зонирования. Современные условия осуществления образовательной деятельности характеризуются очень быстрыми изменениями. И здесь важно понимать, что предметная обстановка для целей дошкольного образования должна содержать в себе как устойчивые, на протяжении многих лет использующиеся материалы, предметы и игрушки, так и совершенно новые, современные игровые предметы и материалы, которые становятся средствами обучения и воспитания, способствующими возникновению новых форм деятельности и общения детей. Таким образом, средства должны быть, с одной стороны, традиционными, сопровождающими развитие детей на протяжении столетий (кубики, мозаики и т.п.), а с другой стороны, важно использовать современные материалы и оборудование, соответствующие текущему уровню развития науки и техники, например, уровню развития робототехники т.п.